Железобетон

Уже к концу XIX в. железобетон появляется в России: из него возводят изящные переходные мостики и своды над московскими торговыми рядами (теперешний ГУМ), здание маяка с башней высотой около 40 м в Николаеве и 4-этажное здание фабрики в Петербурге. Таким образом, было положено начало большому пути, который предстояло пройти железобетону. Уже в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже большинство крупных выставочных залов и павильонов, где демонстрировались передовые технические достижения разных стран, в том числе и России, было выстроено из железобетона — материала, как бы символизирующего собой прогресс в строительстве.

Что привлекло строителей в железобетоне Возводите из него сооружения оказались более прочными, чем деревянные, каменные и металлические; обладая высоки несущей способностью, конструкции не требуют собой защиты, поскольку заслоненная бетоном арматура не подвергается никакой коррозии. Было установлено, что железобетон, как и простой бетон, хорошо воспринимает сжатие, но в отличие от бетона, хорошо воспринимает также и усилия растяжения, усилия изгиба. Эти его свойства сразу стали использовать строители. Железобетон сохраняет чудесное свойство бетона — твердеть под водой. Из него научились возводить фундаменты для маяков, деревянных домов, молы, доки, каналы, нефтяные вышки, морские причалы.

Самые интересные, содержательные страницы в истории развития железобетона написаны в наш век, в наше время. Он пришел на помощь строителям в трудные годы первых пятилеток, в послевоенный период, когда шло интенсивное восстановление разрушенного войной хозяйства. Но никогда еще объемы его производства и применения не были столь велики, как в настоящее время. Если когда-то сомневались в необходимости железобетона, то теперь он стал построечным материалом номер один; сегодня без него невозможно представить строительство.